fbpx
+79191203789

Обучение блокировке точек страховочной станции — подводные камни.

Created with Sketch.

Обучение блокировки точек на страховочной станции довольно сложное занятие, а в программе занятий этому бывает уделено всего пару часов в лучшем случае. Какие же сложности могут возникать при обучении?

Обучение блокировке точек страховочной станции - подводные камни. (Альпинизм, страховочные станции)

Речь пойдет о станциях на своих трех точках, как наиболее применимый случай на альпинистских маршрутах(на двух точках обычно это или стац.анкера, или лёд).

Фиксированные блокировки, несмотря на кажущуюся простоту, требуют весьма хорошего понимания принципов распределения нагрузки на точки: влияние соотношения длинн ветвей и углов м/д ними, а также различия эластичности материала петель и верёвочек. 
Если всё это не сильно учитывать, наибольшее усилие может получиться только на одну из точек
Обучение блокировке точек страховочной станции - подводные камни. (Альпинизм, страховочные станции)
А отказ одной из точек в одном из вариантов передаст рывок только на одну из оставшихся 
Обучение блокировке точек страховочной станции - подводные камни. (Альпинизм, страховочные станции)
Перекос распределения усилий создаст как неправильная технология завязывания центрального узла, так и ошибка определения вектора возможной нагрузки на реальном рельефе, где не будет привычных ориентиров вертикали(по данным испытаний в статьях В.Грошикова уже 10° отклонения — нагрузка преимущественно только на одну точку).
Возможны и сценарии вектора рывка и не по вертикали.

Всё это требует серьёзных знаний и занятий на рельефе в гораздо большем объёме, чем предписано программой подготовки.

Компенсирующие блокировки трех точек из-за трения в центральном карабине вовсе не намного лучше распределяют нагрузки на точки при рывке
Обучение блокировке точек страховочной станции - подводные камни. (Альпинизм, страховочные станции)
при этом ещё и обладая значительной просадкой станции при отказе одной точки(и в результате повышенного усилия на оставшиеся точки). 

Бороться с просадкой при помощи ограничительных узлов
Обучение блокировке точек страховочной станции - подводные камни. (Альпинизм, страховочные станции) 
в реальности непросто, т.к. в процессе их завязывания нарушается баланс нагрузок (ослабляется центральная ветвь) 
Обучение блокировке точек страховочной станции - подводные камни. (Альпинизм, страховочные станции)
и если вы не достаточно чётко отработали этот способ, восстановить баланс придётся вручную, перегоняя веревочку ч/з узел, что в реалиях восхождения очень неудобно.

Существуют и известные способы борьбы с трением в центральном карабине
Обучение блокировке точек страховочной станции - подводные камни. (Альпинизм, страховочные станции)
Обучение блокировке точек страховочной станции - подводные камни. (Альпинизм, страховочные станции)
(или нпр, заглавное фото), однако без грамотного применения ограничительных узлов они не принесут полного результата — работоспособности станции.

При применение каскадных конструкций компенсирующей блокировки точек лучше(чем обычный способ компенсационной петли на две точки с ограничительными узлами) использовать петли квад(qwad) с её минимальным трением в карабине
Обучение блокировке точек страховочной станции - подводные камни. (Альпинизм, страховочные станции)
в различных вариантах
Обучение блокировке точек страховочной станции - подводные камни. (Альпинизм, страховочные станции)
Обучение блокировке точек страховочной станции - подводные камни. (Альпинизм, страховочные станции)
Это даст более предсказуемое распределение нагрузки при рывке и безопасную просадку станции при отказе точки
Обучение блокировке точек страховочной станции - подводные камни. (Альпинизм, страховочные станции)
однако потребуют весьма хорошего навыка определить самую прочную точку, на которую придёт почти половина нагрузки рывка. Почти — потому как в момент максимального рывка даже в такой компенсирующей блокировке всё же будет некоторая зависимость распределения усилий от длин ветвей.

При отсутствии хоть одной надежной точки по этому же принципу можно сблокировать и четыре точки.

Конечно, есть ещё много конструкций станций, которые нужно знать
Обучение блокировке точек страховочной станции - подводные камни. (Альпинизм, страховочные станции) 
но они содержат те же достоинства и недостатки, описанные выше
(станция на фото в сценарии отказа одиночной точки справа оставит усилие рывка только на одной из двух оставшихся точек).

Вывод: если хотите, чтобы ваша станция была надёжна, потратьте на изучение вопроса и тренировки гораздо больше времени, чем отведено программой подготовки. В противном случае ваша станция может быть лишь иммитацией надёжности.
Безопасности на восхождениях!
Автор : Алексеев Виктор, инструктор I кат.

Рекомендуем
Весна? Весна! Пора убирать зимние вещи и готовится к новому…