fbpx
+79191203789

Поход из Домбая в Архыз. Описание.

Created with Sketch.

1 день.
После того как мы попали в альплагерь, выспались, покушали хычины и двинулись в путь в полдень. Нужно было конечно все делать раньше, но так как мы устали после автостопа, быть ранними пташками у нас не получилось. Выйдя на тропу, прошли пограничников, показали им пропуска и выдвинулись дальше, как нам тогда казалось по нашей тропе.
Прошли сквозь густой лес и высокую траву к небольшому водопаду, где тропа пропадала, и открывался “крутой чудесный травянистый склон”, на котором даже нормально рюкзак не поставишь и не передохнешь. Решили, что нужно идти просто вверх через высокую траву, вероятней всего там проходила звериная тропа. С непривычки было очень сложно карабкаться вверх, ведь ещё рюкзаки были достаточно тяжелые. Подъем шёл около четырех часов, часто попадались опасные места, если там упасть, то можно было хорошенько травмироваться.
Из-за крутизны склона отдыхать получалось только на местах поположе.
Забравшись, нас ожидала награда- черника, но не такая как у нас на Урале, а огромная на больших кустиках. Немного перекусив, двинулись дальше, казалось, что скоро будет стоянка, но не тут, то было, но впереди были только куча огромных слепней, высокая трава и нехватка воды. Пошёл дождь и все вещи на нас промокли. Шли уже по темноте, троп не было и сегодня так и не смогли добраться до воды. Ровных мест для ночлега как на зло тоже не было, в один момент уткнулись на овраг и крутой склон, в такую темноту там было опасно дальше идти. Развернулись в обратную сторону и начали искать место для ночлега, нашли какую-то яму, в которой еле встала палатка. В конце первого же дня Лена словила переутомление, сложное начало. Немного перекусили, легли спать, жутко хотелось пить, целый день без воды давал о себе знать, лежа в спальном мешке, мы слышали вдалеке шум воды и это буквально сводило с ума, но от усталости мы резко отключились.

День 2.
Проснулись в восемь утра, потому что солнце — лучший будильник. Собрали палатку, вода как оказалось была в трехстах метрах от нас, но по темноте мы бы безопасно не спустились. Наконец-то пришли к реке и нашли место под палатку. Разбили там лагерь, приготовили грибной суп, разложили сушить вещи и насквозь промокшие ботинки. Сейчас мы лежим в палатке счастливые и понимаем, что было вчера, то было не зря, вокруг нас такая красота, наслаждайся и наслаждайся. Целый день шёл процесс отпаивания, забыв за зиму это чувство дикой жажды, мы заново поняли цену воде и ее вкусу. Вокруг цветет девясил.

Гора Белалакая в алых лучах заходящего солнца.
Перевод с карачаевского языка-«Полосатая скала» — вершина западной части главного хребта Большого Кавказа. Своим названием обязана слоям белого кварца, которые прорезают скальные стены. Высота — 3861 метр. Восточнее главной вершины расположена вершина Малая Белалакая, высота которой 3740 метров.
Наш ответ Швейцарскому Маттерхорну и визитная карточка Домбая. Без сомнения, одна из красивейших вершин Кавказа.
Самый простой маршрут имеет категорию сложности 3А.

Сидя на теплых камнях в полуденный зной, в середине русла небольшой ледниковой реки, мы пили свежезаваренный ароматный черный чай с лимоном и просто молчали, слушая шум воды, наслаждаясь прохладой и величием природы.

В правом углу кадра расположен возле скалы Рог Алибекский перевал — высота над уровнем моря 3150 м., категория сложности 1А.
За перевалом — долина реки Аксаут.

День 3.
На дороге к перевалу по навигатору мы узнали, что нас ожидают два озера. Проснулись, выдвинулись, было очень жарко. Мы увидели тропу и обрадовались, но радость длилась недолго, вскоре она уходила не в нужном нам направлении(она шла на перевал Алибек). В воздухе стоял запах козлов, но никого не было видно, видимо в том месте была их лежка. Поднялись к прекрасному озеру прозрачно-зеленого цвета, пока я сходил на разведку наверх к второму озеру, Лена сварила гороховый суп , перекусили и решили остановиться здесь на ночлег.
После расстановки лагеря я приступил к ремонту своего рюкзака Deuter Aircontact 75+10 (в следующем посту опишу характер поломки). Погода начала меняться, облачность начала носиться со всех сторон, уже приготовились к дождю, как к вечеру погода резко стала налаживаться и на небе образовались прекрасные облака.
Настал вечер, сели ужинать, уже смеркалось, как неожиданно из под горы на плато выскочил огромный тур (горный козёл), мы затаив дыхание, не шевелясь, наблюдали за его реакцией. Потом прогнали его, думая, что он больше к нам не вернется. Но через пять минут из-за хребта на нас смотрели уже двое туров. После десяти минут наших переглядок, один из них громко свистнул (вожак или разведчик), чему мы не предали значение, но сразу же услышали, как со стороны перевала начали спускаться ещё десять туров. Вначале нас окутало невообразимое изумление, всеми своими действиями они дали нам понять, что уходить никто не собирается. Ближе чем на шесть метров туры к нам не подходили, но это нам и не было нужно. Как на зло ещё в автостопе потерялся свисток с рюкзака, хотя от него навряд ли было бы проку.
В глубине нас зародилась тревога, переносить палатку в другое место уже было нельзя. Хотелось спать, но туры практически никак не реагировали на наши крики, свисты и биения ложкой по котелкам. В итоге мы смирились с таким резко упавшим на нас “счастьем”, легли в палатку, взяли с каждой стороны по котлу с ложкой и забрались в спальники.
В эту ночь мы смогли поспать три часа и то только после пяти утра. Туры бились рогами друг о друга. Один из них даже упал на нашу палатку, запнувшись о штормовые оттяжки. Постоянно что-то копали возле палатки, нюхали и свистели. Это самая бессонная ночь за все походы.
Они настолько интересовались нашей палаткой, что если дать им волю, то залезли бы туда. Также животные ищут у людей соль, но не ту, которую наркоманы ищут по закладкам в твоих подъездах, а самый обыкновенный хлорид натрия.
В темноте у них сверкают глаза, животные настолько быстро и играючи перемещаются по горам, что даешься диву. Продержав нас всю ночь в осаде, в рассветное время они удалились и мы заснули. Кадров с ними запечатлеть не получилось, было уже темно.

Так выглядит подъем на перевал Кичи-Теберда Западный, сложность 1А*, высота 3150м.

День 4. На перевал.
Отстояв свои баррикады от набега варваров, мы немного проспали и встали уже в десятом часу. Невыспавшиеся, опухшие огляделись вокруг и увидели, что возле палатки трава перерыта, последний раз был сеанс связи, позавтракали и пошли на перевал Кичи — Теберда Западный 1А* 3150м. Нам оставалось набрать четыреста метров высоты. Наш путь лежал по мертвой серокаменной морене. От озера где мы ночевали, перевал отделяют четыре полки и перевальный взлет. С виду ничего необычного, но в процессе подъема становилось все круче и круче. Затратив в два раза больше запланированного времени с большими усилиями зашли на перевал.
Уставшие перекусили, сделали пару кадров и видео и собрались на спуск, так как погода паршивилась, и был уже обед. Я подошел к спуску, чтобы проанализировать лучший маршрут и понял, подъем был только ягодками. Передо мной сразу же висела на камне оставленная кем-то петля, значит, предыдущая группа осуществляла спуск с использованием веревки. Оценив спуск, действительно оказалось , что начало потенциально опасное, но помогая друг другу мы его преодолели за минут двадцать. Дальше шел спуск по живому среднему курумнику до первого снежника, аккуратно бил Лене ступени в снегу и спускались до более пологого места. По левой стороне спуска были остатки старого селя, который когда-то прокатился метров четыреста. Но это ещё не конец спуска, дальше по крупному куруму продолжили спуск, слева открылся снежный цирк с яркими следами сильных камнепадов с одной стороны, и только в ней был наш выход к спуску в долину реки Кти-Теберда по крутому травянистому склону, благо не было дождя.
Спустились с перевала уже в половине седьмого вечера, с оценкой «такого 1А* ещё не ходили», хорошо, что погода нам сопутствовала. Поэтому готовясь к предстоящим походам, всегда старайтесь найти более полную информацию по перевалам, чтобы облегчить себе жизнь и все возможное предварительно запланировать и проработать. Встали лагерем возле реки, быстро поужинали, замутили мини костер из рододендронов и уставшие мгновенно заснули в своих спальных мешках.
(на фото спуск с перевала )

На фотографии непонятен объем долины,но она достаточно большая, и камни, как вы видите, долетают почти до края снежника, здесь не видно, но справа там находится небольшое озеро, даже до него долетают камни.

Так выглядел наш каменно-травянистый спуск — выход с перевала в долину реки Кти — Теберда.

День 5.
После вчерашнего перевала было на утро тяжело, все тело болело и ныло. Мы кое-как встали, позавтракали, собрали палатку и в итоге никуда не ушли. Сначала мы долго разговаривали, потом грызли семечки, дальше заново собрали палатку и решили сходить вверх по реке. Там мы увидели кошару и наш будущий перевал, из-за задержки на маршруте мы не успевали там пройти. Решено было идти вниз по реке и продолжать свой маршрут, срезав небольшую часть.
Чтобы вчера защититься от козлов мы обложили палатку камнями и поставили ее между рододендронов, но в этой долине были только овцы и коровы сверху, поэтому после козлиной ночи удалось вполне расслабиться.
К вечеру нам взбрендило постираться, руки не хотели привыкать к ледяной воде, но у них не было других вариантов. Многие из вещей так и не успели высохнуть. Смеркалось, запалили символический костерок из рододендронов, попили горячего чая и улеглись спать.

День 6. Спуск к Аксауту.
Собирались рано встать, но это у нас, как всегда, не получилось. Нам предстоял спуск до реки Аксаут около семи километров вдоль реки Кти-Теберда. Пошли не по той стороне реки, захотев срезать, но не вышло. Пришлось переходить снова вброд реку в спокойном месте глубиной Лене по пояс. Ободрились от ледяной воды, дальше со временем тропа пошла на спуск по горному серпантину. Спустившись в долину Аксаута, мы изрядно удивились, ведь река уже второй год (как нам сказали позже) разливалась по всей плоскости долины, заходя в леса. Пришлось надеть сланцы и идти частично по воде в районе километра. Местами вода была выше колена. Приходилось идти до первых островков, чтобы ноги немного отходили от онемения.
Время подходило к четырем часам, и мы твердо понимали, что нас ожидает ночевка в лесу. Заметив вдалеке российский флаг, мы оставили рюкзаки на стоянке, и пошли в сторону людей. В кемпинге сидели двое мужиков лет пятидесяти, мы спросили у них про дорогу, которая нас дальше ожидает, реку, которая разлилась, как оказалось дальше все будет в порядке, река уходит в сторону. Они пригласили в баню через два часа, мы немного замялись и сказали что посмотрим. Вернувшись в лагерь, установили палатку, начали готовить ужин и вскоре подошла женщина, сказав что баня готова и вы можете идти. “Какие горы без бани!”- сказала она, и мы поняли, что нам точно сейчас не помешает парная.
Придя в баню, мы удивились, этой конструкции было уже много лет, но она оказалась вполне приличной и очень жаркой. Располагалась она на небольшой протоке реки и, напарившись, можно было выбегать прямо в ледяную мутную воду Аксаута, а потом обратно.
«Ребята это непередаваемые ощущения!» Пробыв там в районе часа, мы напарились и помылись. Выйдя нас, сразу пригласили за стол. Нам достались макароны с мясом, омлет, чай и по три рюмки самодельного коньяка. Мы начали рассказывать свои истории из путешествий, засиделись уже до позднего вечера, всем уже настало время укладываться. Мы тепло поблагодарили людей и в вдогонку получили ещё неплохой кусок вкуснейшего сала. К ним привязалась собака, сбежавшая от пастухов из кошары, которая потом постоянно носилась от нашего до их лагеря.
Сытые, чистые, довольные мы отошли ко сну.

Вдалеке гора Каракая 3893м и ледник Марухский.
Снизу в долине разлившаяся река Аксаут.

День 7.  В сторону перевала.
Обычно солнце будит нас в семь или восемь часов утра, но здесь палатка стояла в лесной тени и мы продремали до десяти часов. Разжег костер, подогрел вчерашний грибной суп, который не успели съесть вчера. Собрались, попрощались с вчерашней компанией, выразили им ещё раз огромную благодарность и выдвинулись по грунтовой дороге вперед в сторону с.Хасаут-Греческого пять километров. Путь дальше лежал на перевал Ходюка н/к 2980 м.
Подниматься нужно было больше тысячи метров вверх, вначале тропа была еле заметная и много бурелома, но дальше стала отчетливой и внезапно нас привела к красивому водопаду, где между прочим уже тусовалась семья нудистов, как-то мы их застали чуток врасплох, но потом даже немного пообщались.
Место воистину замечательное, костер на краю обрыва, рядом бурлит шумная вода и с другой стороны древний сказочный сосновый лес. Но нам нужно идти вперед, поднимаясь по тропе, следующей волной идет осиново-березовый лес, лес лосей и оленей. Уже вечерело и намечался дождь, поэтому мы встали лагерем на широкой поляне возле ручья, успели соорудить большой каменный очаг и разжечь костер из огромных сухих бревен, которые горели быстро, словно порох. Поели, попили кофе, потом чай и быстро побежали спать, под начинающийся дождь.

День 8. Перевал Ходюка.
Проснувшись в восемь утра, мы позавтракали и двинулись в сторону перевала Ходюка 2980 м н/к. Подъем был очень длинным, и была жуткая жара. Повстречали возле кошары кучу овец, а вместе с ними двух огромных азиатских овчарок. Перед перевалом перекусили, доели подаренное сало. Подъем на сам перевал не представлял сложностей, впереди нас ждал ещё и спуск. На перевале поснимали на камеру и фотоаппарат и двинулись вниз. По пути встретили пастуха Миху, который подсказал правильный путь на спуск. Тропа оказалась достаточно крутой и постоянно петляющей, ещё попадались остатки черники, которую для нас была приятной подкормкой. Внизу виднелись красивые разливы реки Марухи. Спустившись в долину, начали искать место под стоянку, так как уже вечерело. Прошли вдоль ручья вниз и нашли отличное местечко с уже заготовленными дровами прямо на берегу прекрасной реки. Запланировали на завтра сделать дневку.

Вдалеке справа в седле наш перевал Ходюка, посередине кошара, а мы продолжили дальше спуск вниз.

День 9.  Дневка на реке Маруха.
Проснулись в девять утра, вначале собрались идти дальше, но все же усталость и лень взяли верх и мы решили остаться, тем более вода и дрова под боком, все условия идеальные.
Позавтракали, пошли прогуляться по лесу, вдруг насобираем грибов. Но грибов абсолютно не было, зато нашли огромную костянику, малину и землянику, из которых мгновенно заварили ароматный чай-компот. Солнце беспощадно палило и мы перемещались с места на место по поляне ища тень.
Так бездеятельно и прошел целый день, к вечеру погода схмарилась, поужинав, разожгли огромный костер, который горел до утра, долго смеялись, а после убаюкали друг друга.

День 10.
Сегодня нужно идти вдоль реки Марухи по грунтовой дороге пять километров, а после поворачивать на подъем в гору на перевал Чабаклы. Ничего не предвещало, но все началось, как мы пришли к кошаре в долине реки. Тропы не было и было решено идти по азимуту. Вначале знойная жара, но уже через час все вокруг заволокло плотной черной пеленой и пошёл затяжной дождь. Трава по пояс, достаточно крутой склон, отсутствие тропы, туман — только хардкор. И самое малоприятное, что навигатор показывал на перевал не в то место, туда, куда он нас вел, были несколько остроконечных вершин с нашей стороны и ,как узнали потом, резкий обрыв метров пятьсот с другой стороны. Уставшие мы ползли вверх, но тут меня крикнул пастух с двумя гигантскими собаками (азиатские овчарки). Его речь была просто: “Не иди туда — разобьешься!” После пяти минут разговора, как я уже догадывался, нам пришлось послать подальше карты и GPS и двигаться, визуально ориентируясь по рельефу. Вечерело и мы осознавали, что по светлому можем и не успеть проскочить перевал. Но включилось второе дыхание и мы вместе с солнцем перевалили из одной долины в другую. На перевале у Лены от перенапряжения появилась резкая боль в груди, сделав пару селфи и видео, пока ещё относительно светло начали спуск. Лена шла первой без рюкзака, я сзади с двумя. Пройдя основной крутой спуск с перевала таким образом, посидели пять минут и продолжили аккуратно спускаться каждый со своим рюкзаком, предварительно максимально разгрузив Лену. Спустившись уже в сильные сумерки к озеру Чабаклы, мы увидели прекрасную зеленую долину и замечательное пестрое озеро Рыбачье. На берегу стояли две палатки, мы присоеденились. Первая: два мужика и мальчик вырвались в поход на пару дней, пришли с Нижнего Архыза. Вторая: маленькая однослойная палатка, сверху тент и четверо ребят, которые автостопом приехали к другу в Нижний Архыз из Питера на пару дней; в общем по отпиленному, успев поблудить пока их не нашли мужики из первой палатки.
Разложив палатку, уложил Лену, приготовил ужин, только поели и нас моментально выключило после такого напряженного дня.

Бывало ли у вас простое ощущение счастья, когда идешь, дышишь и радуешься, что ты жив, без ретроспективных оснований на то, как болезнь или иные подобные обстоятельства?
Старайтесь чаще получать счастье от простых моментов, не привязывая его ни к чему. Самодостаточное счастье, не требующее от тебя многого — это ключ к изменению мышления с позитивной основой.

✍?День 11. ? Дневка на озере Чабаклы.
Проснулись рано утром от разговоров наших соседей. Поставили кипяток на кофе. Ребята из Питера и мужики отдали нам то, что у них осталось из продуктов (гречка, кофе, чай, сахар, хлебцы, печенье). Для нас это была такая радость, как будто нам дали тонну конфет. Позавтракали гречей с сырокопченой колбасой. В поисках связи сходили на хребет, но ее там не было, зато были горы огромной черники, это конечно было знатное лакомство.
Заварили себе по полной кружке кофе, и пошли прогуляться вокруг озера, вода была невероятно прозрачной и там плескалась форель. Я собрался и все же искупался, прыгнув в воду с камня, водичка ледяная бодрит не то слово. Рядом с берегом мы нашли три сети, даже в такие места приходят люди недалекие. На ужин приготовили вкусный грибной суп с шампиньонами , съели все подаренные нам печеньки и сладкие хлебцы с клюквой. Сделали себе вечерний костер из мусора , который собрали на данной стоянке с целью ее очищения, также сожгли сети браконьеров. А вечером пошёл дождь и под звук его капель мы заснули.

День 12.  Идем в Архыз.
В десять утра мы уже были сытые и одетые. Сегодня заключительный день первого похода, поэтому немного грустно и очень весело одновременно. До Архыза оставалось десять километров пути, но мы успели потерять тропку, походить по криволесью и по нашей “любимой” траве по пояс и насобирать кучу паутин с пауками в лицо.На середине пути после перевала Архызское седло начинается затяжной спуск к поселку, кстати именно здесь появляется связь и мы сообщаем своим координаторам, что все в порядке. Начинается дождь, но в разлапистом сказочном хвойном лесу не так уж и мокро. В половину пятого вечера наконец-то спустились в поселок. Обошли стороной инспекторов Тебердинского заповедника. Оказывается вход в заповедную территорию — в которую вообще по закону вход запрещен- стоит всего сто рублей, поэтому сэкономили не тысячи, а всего две сотки , которые сразу были направлены на покупку хычинов (будет отдельный пост следом об этом блюде). К двум огромным хычинам подали целую пиалу наивкуснейшей домашней сметаны — на полчаса наши вкусовые рецепторы и желудок погрузились в гастрономическое путешествие. Уставшие лица начали улыбаться, промокшие от конденсата под дождевиками вещи на нас начали сохнуть.

ИТОГИ  похода:
Суммарный набор высоты за поход 7 220 м
Длина отрисованного трека при подготовке 75 км, длина пройденного маршрута 103 км.
В целом могу сказать регион достаточно интересный, существует наличие простых и сложных маршрутов.
Порадовало: мало туристов на маршруте (относительно приэльбрусья), местами отсутствие троп, встреча с турами.
Все прошло безопасно, интересно и увлекательно.
Ремонт снаряжения за поход: рюкзак(прошивка системы регулировки спины) и ботинки Лены (подклейка).
Использовано из аптечки: Клей БФ, цитрамон.
Взяли многовато газа, на маршруте часто были костры.
Могу в персональном порядке поделиться с вами треком похода.