fbpx
+79191203789

Понятия о туристской группе и её комплектовании

Created with Sketch.

Понятие о туристской группе и ее комплектовании
Туризм (франц. tourisme — от tour — прогулка, поездка). Вид путешествий, совершаемых для активного отдыха, самообразования и совершенствования туристского мастерства.
Поход – организованное, заранее намеченное путешествие, а также совместное движение группы людей с определенной спортивной, познавательной или рекреационной целью.
Рекреация (польск. rekreacja — отдых, от лат. recreatio — восстановление). Отдых, восстановление физических и психоэмоцианальных сил человека, израсходованных в процессе труда, учёбы или иной деятельности  используются оздоравливающие методики и положительное воздействие природных факторов (чистые воздух, вода, ландшафты и пр.).
Поход выходного дня — наиболее массовый и доступный вид туристкого похода продолжительностью 1-3 дня, протяженностью 40-60 км, числом участников от 3-4 до 30-60 человек и более. в зависимости от физических нагрузок ПВД условно подразделяют на познавательные, прогулочные, тренировочные, соревновательные, семейные. это один из способов тренировки и подготовки для последующих дальних походов.
Туристская группа, выходящая в поход выходного дня, представляет собой объединение людей, желающих совершить совместно это путешествие по одному и тому же маршруту в одни и те же сроки с определенной целью.
Комплектование группы — один из важных этапов подготовки путешествия. Иногда среди туристов можно услышать два мнения. Одни говорят, что туристское путешествие начинается с определения цели путешествия, другие-с комплектования группы. И те, и другие правы. Выбор цели туристского похода или путешествия и комплектование группы тесным образом связаны друг с другом и, действительно, в практике организации и проведения самодеятельных туристских походов и путешествий мы постоянно встречаемся с этими двумя подходами к решению вопроса: «С чего начать?».
Руководителю группы прежде чем отдать предпочтение тому или иному подходу,сначала следует узнать принципиальные отличия, которые они имеют.
1. Первый подход к комплектованию туристской группы
Выбрана цель, намечены район путешествия и основа нитки маршрута определенной сложности. И только затем в соответствии с поставленной целью в группу подбираются туристы, имеющие необходимый опыт, физическую подготовку и т. п.
Здесь руководитель группы должен исходить из того, что определенная цель похода
— оздоровительная, исследовательская, творческая, спортивная, учебная и т. д.
А) Спортивные цели – прохождение похода определенной сложности, первопрохождение нового маршрута, закрытие разряда, улучшение физической и технической подготовки.
Б) Исследовательские цели – изучение района, нового для себя либо туристов вообще; местных обычаев, истории, языка; разведка района для прохождения более сложного похода в дальнейшем; просто узнать, что такое походы и почему в них ходят многие.
В) Творческие цели – самопознание, преодоление себя, слияние с природой, поиск вдохновения для будущих произведений, распевание авторской песни у костра.
Г) Человеческий фактор – общение с друзьями, знакомство с новыми близкими по духу людьми, изучение психологии малых групп, проведение культ-массовых мероприятий в походе для сплочения группы, набор опыта в походе с хорошим руководителем.
Закономерно, что у каждого туриста свой набор значимых целей, и попав в группу, цели к-рой не совпадают с вашими, вы можете не только не получить удовлетворение и радость от похода, но и не набрать нужного вам опыта. Примером неудачного попадания может быть хорошо физически развитый и технически грамотный спортсмен, стремящийся к спортивным достижениям, напряженному маршруту и прохождению сложных препятствий – и исследовательская группа, нацеленная на сбор бабочек и написание картин в высокогорном районе. Хотя видимо больше не повезет ловцу бабочек,попавшему в сложный спортивный поход.
Поэтому цель должна быть четко сформулирована и доведена до сведения каждого участника заранее, прежде чем он даст свое окончательное согласие на участие в этом мероприятии. Это позволит руководителю собрать в группу только единомышленников, избежать возможных споров в процессе движения о дальнейшей трассе маршрута и графике движения. Тогда ни один из участников не будет ожидать от маршрута того, что не предусмотрено его целью.
Подобный подход отвечает практике организации подавляющего числа путешествий по категорийным маршрутам, а также значительному числу походов выходного дня и многодневных походов.
2. Второй подход к комплектованию туристской группы
Выявлены желающие принять участие в туристском походе. Только тогда, в зависимости от их опыта, физической подготовки, возраста, интересов и т. п. руководителем группы определяется цель похода, район его проведения и конкретный маршрут. К моменту окончательного оформления группы поход будет иметь свою цель.
Однако в данном случае цель похода, единую для опытных и начинающих туристов, пожилых и молодых, любителей движения «в темпе», грибников и т. п. установить сложнее. Как правило, она определяется большинством. Для остальных предстоит выбор: либо пойти по малоинтересному для них маршруту, либо остаться дома. Поэтому в
процессе комплектования группы руководитель может столкнуться со значительным отсевом среди записавшихся участников.
Подобный подход отвечает практике организации незначительного числа походов выходного дня, не требующих от участников определенного туристского опыта, необходимого для преодоления естественных препятствий.
В отличие от категорийных походов от 1 до 6 к.с., в ПВД ограничения для участников похода по возрасту и туристскому опыту формально не установлены. Но, как мы уже говорили, в группе должны быть собраны люди со схожими интересами, единомышленники. А так как в рамках нашей лекции мы все же делаем акцент на спортивных и учебно-тренировочных походах выходного дня, то и с соответствующей конкретному ПВД физической подготовкой.
Каков интервал численности группы ПВД (от 4 до 50 человек)? правильно, интервал достаточно широк. Такой количественный состав легко объясним: минимальное количество участников определено исходя из требований элементарной безопасности на маршруте—в случае травмы одного трое других всегда смогут оказать ему помощь. Ну а группа числом более 50 человек просто будет неуправляемой.
Но и 50 человек—тоже слишком много для одной туристской группы. В такой огромной группе наверняка будут возникать внутренние «малые группы», исходя из общности интересов. Так что для туристской группы для походов выходного дня мы посоветуем максимально ограничиться 10—12 человеками. Если же со временем количество участников у вас возрастет и превысит 20—25 человек, такую группу целесообразно будет разбить на 2—3 самостоятельных. При этом ходить можно будет всем вместе, по одному маршруту, а остальные вопросы (питание, лагерь и т. п.) —решать внутри отдельных групп.
Прежде чем отправиться в поход, необходимо распределить обязанности между участниками. Итак, помимо руководителя в группе добровольно собраны его единомышленники, то есть люди, которым, не следует приказывать, а можно и нужно с ними советоваться. Поэтому стиль руководства должен быть демократическим (за исключением экстремальных ситуаций, когда требуется немедленно найти верное решение).
У каждого участника группы есть постоянные и временные обязанности. Сначала поговорим о постоянных обязанностях.
Постоянные обязанности участников группы
В группе назначаются должностные лица (руководитель, учитывая пожелания участников, распределяет должностные обязанности так, как считает более правильным)
К должностным лицам, прежде всего, относится завхоз, обеспечивающий в группе питание ее участников.
Завхоз – человек, на которого возложены хозяйственные обязанности в группе.
К его обязанностям относятся:
составление рациона;
организация закупки и упаковки продуктов;
распределение продуктов среди участников с учетом веса общественного снаряжения;
выдача продуктов дежурным в ПВД для приготовления блюд;
обеспечение хозяйственного (кухонного) снаряжения.
В походе выходного дня вы, конечно, не собираетесь болеть, однако в группе должен быть «медик». Конечно, невозможно сделать так, чтобы в каждой группе находился профессиональный медицинский работник, но один из участников должен быть подготовлен теоретически, практически и морально к оказанию доврачебной помощи в
случае травмы или заболевания. Именно в его рюкзаке должна находиться походная аптечка.
Итак, к обязанностям медика относятся:
составить список аптечки и согласовать его с руководителем;
укомплектовать аптечку, снабдить ее списком медикаментов с рекомендациями по их применению;
при комплектовании аптечки учесть аллергические и другие;
противопоказания на некоторые лекарства у участников группы;
обеспечить упаковку и надёжное хранение аптечки в походных условиях;
В походе:
следить за состоянием здоровья участников;
следить за сохранностью аптечки;
НЕЛЬЗЯ БЕЗ ВЕДОМА РУКОВОДИТЕЛЯ ВЫДАВАТЬ МЕДИКАМЕНТЫ!
Зав.снар (заведующий снаряжением):
составить список группового снаряжения с учетом особенностей маршрута;
выяснить наличие и сохранность имеющегося снаряжения;
организовать приобретение недостающего снаряжения;
совместно с завхозом распределить снаряжение по рюкзакам участников.
В походе :
следить за сохранностью снаряжения и его состоянием;
при необходимости перераспределить снаряжение.
Каждый из туристов должен уметь починить нехитрый походный инвентарь, но если у вас в группе есть умелец, способный вернуть к жизни казалось бы безвозвратно испорченную вещь, назначьте его «ремонтником«. Пусть он скомплектует и носит ремонтный набор, давая пользоваться им, по мере надобности, другим участникам группы.
-Составить список ремнабора для похода с учётом возможных поломок и порчи
имеющегося снаряжения.
-Скомплектовать ремнабор.
-Упаковать ремнабор.
В походе:
по требованию участников выдавать и собирать необходимые инструменты для ремонта личного и группового снаряжения;
следить за сохранностью ремнабора, не допускать потери инструмента;
отвечает за ремонт группового снаряжения;
помогать ремонтировать личное снаряжение.
И конечно же, в вашей группе наверняка будут свои кино- и фотооператоры, лучше других участников владеющие аппаратурой.
— Определить количество фотоаппаратов, которое будет взято в поход.
— Организовать проверку работы групповых фотоаппаратов.
— Распределить обязанности между фотографами, если их в группе несколько.
— Купить, зарядить и упаковать фотоматериалы.
В походе :
фотографировать все необходимые виды, панорамы для технического описания;
фотографировать бытовые сцены, участников похода;
всегда иметь под рукой чистую заправленную в кассету плёнку, быть готовым всегда зарядить фотоаппарат;
отснятые плёнки отметить и тщательно упаковать в непромокаемую тару.
В ПВД зачастую бывает, что все эти обязанности несет руководитель группы. Но если поход учебно-тренировочный, то мы как бы проецируем категорийный поход, готовимся к настоящему походу. Поэтому обязанности должны быть распределены между участниками.
И, наконец, Руководитель:
работа с картой, составление маршрута;
заполнение маршрутного листа;
помощь медику;
помощь завхозу в организации подготовки продуктов, предоставление необходимой
информации, проверка рас кладки;
при необходимости, помощь другим учасникам;
написание списка личного снаряжения и контроль за подбором снаряжения учасниками;
помощь завснару в выборе, подгонке снаряжения, распределении веса снаряжения;
информирования завснара о количестве ночевок на дровах и пр. необходимых нюансах;
проверка снаряжения на выездах.
Временные обязанности участников группы
Итак, мы рассмотрели постоянные обязанности участников группы. К временным же обязанностям можно отнести:
дежурство в ПВД ( Важна совместимость в паре дежурных);
роль замыкающего (обычно назначается одному из наиболее опытных и физически подготовленных людей. Если это лыжный ПВД, то у замыкающего должен быть рем.набор. Если возникли проблемы со здоровьем у кого-то из участников, то немедленно цепочкой передать информацию руководителю; костровой (может назначатся каждый раз другой человек); дежурный по печке в лыжном или пешем зимнем ПВД с ночевкой в палатке «Зима». и т.д.
Еще хотелось бы в рамках нашей темы рассказать о размещении объявлений о проведении ПВД.
Основная задача при составлении объявления: составить его так, чтобы ПРАВИЛЬНО проинформировать всех прочитавших о намечающемся походе. А также сделать и разместить его так, чтобы его прочитали потенциальные участники (например, если планируется массовый ПВД для школьников, то размещать в школах, если для
однокурсников, то в университете. Можно также размещать на сайтах в Интренете и т.д.).
Содержание объявление не должно вводить в заблуждение людей. То есть его нужно составить так, чтобы понятна была его цель. Будет ли это тренировочным походом, праздничным, прогулочным и т.д. Это к вопросу о любителе бабочек, попавшему в сложный, тренировочный ПВД.
Также нужно прописать необходимое снаряжение, в т.ч. экипировку соответствующие целям ПВД.
Маршрут.
Точная дата, время и место встречи

Tags: , ,

Рекомендуем
Выписка из Кодекса Путешественника. 1. Путешествия должны проводиться в соответствии…