Веревка. Несколько советов по совместному проживанию.

В жизни каждого любителя гор рано или поздно наступает момент, когда он заводит себе питомца. Длинного, любимого, и, хотелось бы верить, надежного друга. Или подругу. Разноцветную такую.
При всей кажущейся простоте и обыденности этого компаньона есть ряд моментов по взаимоотношениям с ним, о которых нужно помнить.
Итак, советы по жизни в одном доме с веревкой.

181950 670 - Веревка. Несколько советов по совместному проживанию.

0. Первое знакомство.
Веревка к нам в руки чаще всего попадает из магазина, со склада производителя – в любом случае, откуда-то, где она тихо и мирно хранилась какое-то время. И, из соображений удобства транспортировки, хранится она там обычно в бухтах или катушках. Если мы, в ослеплении страсти, схватим конец новой веревки и начнем на себя тянуть, то по всей длине будут образовываться перекрученные участки (как после спуска на восьмерке). Не то, чтоб это было очень критично, но заметно мешает и раздражает при использовании, поэтому постарайтесь новую веревку аккуратно раскрутить, вращая бухту или разматывая конец вокруг нее. Все это путаное объяснение легче увидеть на видео:

1. Красоту трудно испортить… ну, разве что серной кислотой.

181953 670 - Веревка. Несколько советов по совместному проживанию.

Основной материал современных веревок – это полиамид (он же нейлон, он же капрон, если не вдаваться в тонкости химии полимеров). Полимер довольно стойкий в обычных условиях, но при воздействии кислот, щелочей, целого ряда органических реагентов и растворителей может стремительно терять свои прочностные характеристики. И, что очень важно, визуально определить такого рода повреждение почти невозможно.

Из этой особенности вытекает несколько практических выводов:
— веревку нельзя разрисовывать и метить маркерами, если производитель этих маркеров не думал о том, чтобы растворитель не разрушал структуру капрона. По сути дела, все фломастеры, которые мы находим в канцелярских и хозяйственных магазинах находятся в зоне риска.
— веревку нельзя хранить в куче строительного или автомобильного барахла – краска с активным растворителем, кислота из аккумулятора и прочая ароматная дрянь может превратить дорогую снарягу в реквизит для шибари.
— не стоит метить веревку изолентой. Состав клея нам, чаще всего, не известен, а все сильные адгезивы довольно агрессивны к склеиваемым материалам.

2. Узелок завяжется, узелок развяжется…

181954 670 - Веревка. Несколько советов по совместному проживанию.

Не секрет, что узел ослабляет веревку. Если быть до конца дотошным, то ослабление происходит в разной степени в зависимости от узла, материала веревки, способа изготовления (плетения), внешних условий. Очень грубо это ослабление иллюстрирует такой параметр, как коэффициент узловязания (он указан на большинстве современных веревок). Чем сильнее этот коэффициент отличается от единицы, тем сильнее узел ослабляет веревку. Тем не менее, с достаточной степенью приближения, принято считать, что на полиамидных материалах, используемые в альпинизме узлы ослабляют конструкцию примерно на 30%. Но чем сильнее узел затянут, тем сильнее в этом месте травмируется веревка, что может при постоянных динамических нагрузках (даже небольших) дать печальный результат.
Практический вывод:
— старайтесь не оставлять на веревке затянутые узлы. В идеале, после каждой тренировки нужно все развязать, и завязать перед следующим использованием. Таким образом вы дадите и веревке отдохнуть (не накапливать напряжения в структуре), и проконтролируете целостность оплетки и сердечника.
— на скалодромах, где висят стационарные веревки с завязанными узлами (обычно, затянутыми до твердости гранита) этот момент должен контролироваться особенно внимательно, путем контроля концов веревки и периодической замены (можно просто отрезать кусок с узлом, и завязывать новый, укоротив веревку на метр)
— самостраховка из веревки, завязанная раз и навсегда – не лучший способ сохранить здоровье. Помимо того, что веревка в затянутых узлах ослабляется, сам процесс затягивания при срыве в значительной мере снижает реальный фактор рывка. Этот эффект не очень заметен на глубоких срывах с нижней, но очень значим при падениях на самостраховку.

3. Сила есть – тереть не надо.

181955 670 - Веревка. Несколько советов по совместному проживанию.

Абразивная нагрузка – один из основных факторов негативного воздействия на волокна. Мы никогда не можем исключить ее полностью, потому что все современные страховочные и спусковые устройства суть устройства фрикционные, и, в той или иной степени, травмируют оплетку веревки. 
Оплетка современных веревок несет не только защитную функцию, но и заметно влияет на прочностные и динамические характеристики, поэтому при повреждении оплетки (например, перетертые нити оплетки, или, когда из-под оплетки видны пряди сердечника) веревка должна отбраковываться немедленно и без долгих раздумий. 
Практические выводы просты и незамысловаты:
— при навеске верхней страховки следите за положением веревки относительно рельефа. Стандартные ошибки, с которыми сталкиваемся по нескольку раз в месяц в разных популярных местах тренировок: при П-образной навеске веревка на горизонтальном участке трется о выступ рельефа или зацепку; при навеске на шлямбура веревка прощелкивается в шлямбурный карабин напрямую, без оттяжки; веревка перекручена ниже точки страховки.
— при навеске перил положение веревки на рельефе напрямую влияет на безопасность. Вероятность перетереть оплетку при подъеме по перилам значительно выше, чем, скажем, на дюльфере – из-за наличия знакопеременной нагрузки, особенно в ситуации передвижения по ступенчатому рельефу с тяжелым рюкзаком. По возможности, делайте промежуточные станции (чтобы избежать трения на перегибах), или безусловную верхнюю страховку на всех участках.
— старые страховочные устройства, особенно в комплекте с сильно потертыми карабинами, могут травмировать веревку очень сильно. То же происходит при инверсном вщелкивании веревки в оттяжку (когда веревка вщелкивается в карабин, который до этого много раз вщелкивался в шлямбур), из-за глубоких царапин на карабинах. Следите за состоянием своего железа.

4. Острые грани и прочие специи

181957 670 - Веревка. Несколько советов по совместному проживанию.

Отделил этот пункт от предыдущего из-за особой важности. Попадание веревки под нагрузкой на острую грань (а острой принято считать все острее 90 градусов) может молниеносно перерезать веревку полностью. Особенно это опасно, если происходит в момент срыва или любого другого динамического рывка. Неоднократно наблюдая веревку после подобных нагрузок, говорю, так сказать, из первых рук – выглядит это все так, как будто какой-то добрый человек ножом прошелся. Часто острые грани возникают на изношенных карабинах, особенно на верхних точках страховки на скалодромах. За этим, разумеется, должны следить хозяева этих скалодромов, но и свою голову на плечах мы же должны иметь, да?
Чем тоньше веревка – тем более она подвержена этой опасности, причем опасность увеличивается гораздо быстрее, чем пропорционально. Так как общий тренд современности направлен в сторону более легкого снаряжения и тонких веревок, проблема крайне актуальна. Берегите себя.

5. На вкус и цвет все фломастеры разные.

181958 670 - Веревка. Несколько советов по совместному проживанию.

На заре развития альпинизма этой проблемы не было, веревка она и есть веревка. С развитием технологий и нездоровой фантазии производителей и изобретателей мы сталкиваемся с огромным разнообразием веревок, для самых разных целей. Если мы хотим оставаться здоровыми, бодрыми и красивыми нужно понимать, что именно и для чего служит. Следующий абзац наполнен банальностями и упрощениями, информация неоднократно доступно была изложена и в сети, и в журналах (см недавний выпуск журнала Горы, например), поэтому опытным и знающим лучше его пропустить. 
Веревки можно разделить на два больших класса – статические и динамические. Первые служат для подъема и удержания грузов разной степени одушевленности, вторые служат для уменьшения динамической нагрузки на падающее тело при срывах, рывках и падениях. Соответственно, оба класса обладают разным набором определяющих характеристик.
Для статики обычно это прочность (максимальная нагрузка), удельный вес, диаметр, относительная масса оплетки, сдвиг оплетки, кол-во рывков с фактором 1, статическое растяжение.
Для динамики это максимальная сила рывка, удельный вес, диаметр, сдвиг оплетки, кол-во рывков с фактором близким к 2, статическое растяжение, динамическое растяжение, узловязание.
Как видно по набору характеристик, и с точки зрения технологического процесса, и с точки зрения испытаний, статика и динамика суть очень разные изделия. Поэтому попытки некоторых производителей назвать динамикой чуть более мягкую статику – это, мягко говоря, некорректное действие. Если на изделии не указаны основные характеристические параметры, его смело можно считать негодным для использования на высоте.
Далее, динамика также бывает разной, в зависимости от режима использования. Обычно различают одинарные (single), двойные (double) и сдвоенные (twin). 
Практические выводы из всей этой банальщины:
— нельзя использовать статику для нижней страховки! Никогда! Нигде! Даже если очень хочется. Так много восклицательных знаков тут потому, что этот очевидный вывод очевиден не для всех – я регулярно несколько раз в году вижу этому подтверждения, с объяснением – «Ну, динамика дорогааая, а мы же не мастера спорта, нам и так сойдет». Кстати, для верхней страховки на скалодромах, например, на трассах скорости, тоже неплохо ставить динамику.
— нельзя лазать с двойной (и тем более со сдвоенной) как с одинарной. Двойная и сдвоенная веревки, при внешней схожести характеристик тестируются на рывок иначе, и с другими весами, чем одинарные. Потому встречающийся вариант – «Я только на скалодроме буду лазать, она же тонкая, легкая и удобная» – это извращенный суицид и русская рулетка.

6. Каждому овощу – свой фрукт

181959 670 - Веревка. Несколько советов по совместному проживанию.

Пункт короткий, и навеян он многообразием современных устройств для спуска и страховки, а также тенденцией к уменьшению диаметра веревок. На данный момент мы все сталкиваемся и со старой экипировкой, где толщина веревок в районе 10-11 мм, и жесткость изделий очень значительна, и с новыми веяниями – с толщиной 8-9 мм, а иногда даже и меньше 7мм. Бессмысленно ожидать, что страховочные устройства будут одинаково работать на всем этом широком диапазоне веревочного барахла. Поэтому лучше помнить, что ваше с/у являет собой неразрывную пару с теми веревками, на которых вы будете работать, и его и нужно выбирать исходя из этого. Если вы планируете висеть на поношенной отечественной 10,5 мм – не берите петцеловое реверсо, намучаетесь. Особенно когда все обледенеет. И в тоже время работать с современными тонкими, мягкими и скользкими 8-ками на олдскульной стальной восьмерке – то еще извращение. Разные элементы снаряжение должны соответствовать друг другу, тогда и наступит катарсис.

7. На помойку в баню становись.

181960 670 - Веревка. Несколько советов по совместному проживанию.

Основной лейтмотив тут – веревка должна быть, по возможности, чистая, как и все остальное снаряжение. Грязь, глина и прочая гадость, во-первых, портят саму веревку (частицы глины и песка выступают в роли мелкого абразива, перетирающего волокна сердцевины), во-вторых, гораздо сильнее изнашивают металлические компоненты (кто хоть рад ходил в пещеры знает это не понаслышке). Поэтому, старайтесь очищать веревки после восхождений, при необходимости и мыть их.
Мыть лучше вручную, в теплой воде с температурой не выше 30 градусов. Можно, если не жалко техники, стирать в машинке, с теми же ограничениями. Никаких порошков и отбеливателей, разумеется.

8. О, как не вовремя порой приходит время! Срок службы.
Как только неизвестные дяди выпустили на своем заводе веревку, она начинает портиться. Из-за старения полимера меняются характеристики, ухудшаются динамические показатели. Но скорость этого процесса очень сильно зависит от внешних условий. Если хранить веревку в сухом, теплом месте и не издеваться над ней противоестественными методами – процес старения происходит крайне медленно. Так, по тестам разных производителей, в течение 5 лет подобного хранения заметных для пользователя перемен не происходит, и ее можно смело использовать.
Чем активнее мы работаем со снаряжением – тем быстрее оно выходит из строя. А если мы, от избытка чувств, ударим по новой веревке ледорубом – то ее можно будет выбросить и сразу. То же самое должно произойти и после глубокого срыва с большим фактором. Поэтому ответить четко, справедливо и объективно на вопрос о сроке службы веревки не получается. Но, тем не менее, есть некоторые статистические данные, которые и имеет смысл применять на практике:
Менее 1 года – при интенсивной (ежедневной) эксплуатации, срывах и механических нагрузках (спортивное скалолазание, горные школы, горные гиды и проч);
1-2 года — интенсивная эксплуатация (пара раз в неделю), с периодическими срывами с низким фактором (спортивное скалолазание);
2-3 года – частая эксплуатация (например, на выходных) с низкой интенсивностью нагрузок, редкими срывами;
3-5 лет – частая эксплуатация (несколько раз в месяц) с низкой интенсивностью нагрузок, редкие срывы с низким фактором;
5-7 лет – периодическое использование (несколько раз в год) с низкими нагрузками, без видимого износа и загрязнений;
максимум 10 лет – неиспользуемая или редко используемая веревка.

9. Даже в пороках требуется регулярность.

181961 670 - Веревка. Несколько советов по совместному проживанию.

Снаряжение и экипировка, зачастую, имеет тенденцию переходить из рук в руки. Также, не всегда, собирая снаряжения в баул после тренировки, или продергивая последний дюльфер на горе и думая о холодном пиве внизу, мы проверяем целостность всего барахла. Поэтому, чтобы не сталкиваться с неприятными неожиданностями, лучше взять за правило регулярно проверять состояние своего снаряжения. Причинами отбраковки веревки могут стать значительное повреждение нитей оплетки, жесткие участки веревки или оплетки (это может указывать на внутренние повреждения сердечника), излом сердечника (чувствуется рукой), следы оплавления нитей, контакт веревки с открытым пламенем.
Иногда к вам в руки могут попадать бухты неизвестного происхождения. Если не удается выяснить ее историю, производителя и режимы предыдущей работы – не рискуйте. Вы не сможете на взгляд определить, сколько на ней срывались до вас.
Иногда можно определить примерный возраст веревки. Для этого вам нужно отрезать примерно 5-10 см, и разрезать оплетку вдоль. В изделиях большинства современных зарубежных производителей между сердечником и оплеткой есть тонкая лента с наименованием бренда-изготовителя. Так же, в сердечник обычно вплетена одна цветная нить – и по цвету можно определить год выпуска. К сожалению, разные производители используют разные цветовые маркировки, поэтому конкретная таблица соответствия будет зависеть от бренда.

P.S. Много опытных людей не найдет во всем вышесказанном ничего нового, и автор заранее приносит свои извинения. Но, к сожалению, мы все часто видим, что нарушаются самые простые правила правильной эксплуатации веревок, что приводит иногда к результатам весьма печальным. Давайте будем беречь друг друга и внимательнее относиться к собственной безопасности.

UPD. Добавлю еще несколько пунктов, которые упустил в основном тексте.

10. Влияние УФ
Скорость деструкции всех материалов (полиамида, и, в редких случаях, полиэстера), используемых для производства веревок, резко увеличивается под влиянием УФ излучения. Конкретные результаты будут сильно зависеть от условий и интенсивности воздействия, но, например, воздействие УФ в условиях высокогорья в течение нескольких месяцев непрерывно уменьшает может уменьшить прочность на 20-40%. Одним из однозначных визуальных показателей того, что веревку пора отбраковывать, будет, например, изменение ее цвета. Тем не менее, стоит помнить, что чем толще веревка, тем меньше будет негативное воздействие УФ лучей.

182125 670 - Веревка. Несколько советов по совместному проживанию.

Практические выводы:
— те дюльферные петли, которые висят в горах по многу лет, могут держать очень незначительную нагрузку. Причем, однозначного вывода об их прочности чисто визуально сделать невозможно. Поэтому, старайтесь не дюльферять на старых петлях без страховки, смелость тут лучше заменить осторожностью. Чем петля толще, тем больше шансов на достаточную остаточную предельную нагрузку, но лучше заменить на новую.
— лишний раз раскладывать веревки под горным солнцем вряд ли имеет смысл
— переноска веревки под стяжками рюкзака, несомненно, несколько уменьшает срок службы. Насколько этот параметр сильно влияет, сказать сложно, потому что относительно общего срока службы этот период, чаще всего, невелик. Лично я (не настаивая тут на объективности) считаю его пренебрежимо малым, но у меня нет веревок старше двух-трех лет. Возможно, при использовании веревки в горном туризме низких категорий (когда веревкой пользуются не часто, а бОльшей частью она едет на спине бойца) этот фактор тоже стоит учитывать.

11. Пропитка
Вода очень сильно влияет на свойства полиамида и веревок. Так, например, максимальная сила рывка на мокрых веревках, даже новых, заметно выше, чем на сухом материале. А когда температура падает ниже нуля, и веревка замерзает, говорить о динамических свойствах могут только очень оптимистичные люди.
Также, вместе с водой в толщу веревки проникают частицы песка и глины, которые выступают в роли внутреннего абразива. При работе веревки эти частицы перепиливают волокна крученого сердечника, и веревка становится сильно жестче и становится все меньше динамикой.
Ну и вес мокрой веревки может быть раза в два-три выше, чем сухой, и лезть с ней становится все сложнее.
Для уменьшения такого рода проблем производители обрабатывают веревку пропитками на основе тефлона или других гидрофобных материалов. Она не дает воде так легко проникать в структуру веревки, минимизируя внутренние загрязнения, и очень сильно уменьшает срок высыхания. Как при этом меняется структура хорошо видно на фотографиях.

182122 670 - Веревка. Несколько советов по совместному проживанию.
182123 670 - Веревка. Несколько советов по совместному проживанию.

Начиная с этого года введен общих стандарт УИАА на пропитку веревок, так что можно будет надеется, что в этом вопросе влияние маркетинга уступит место реальным технологическим достоинствам.
Практические выводы: 
— при работе в горах пропитка заметно улучшает и характеристики веревки, и удобство работы с ней.
— пропитка заметно увеличивает долговечность и износоустойчивость.
— если пропитана только оплетка, износоустойчивость несколько возрастет, но существенной разницы при работе на снегу и льду вы не почувствуете. Поэтому, если веревка используется в больших горах, лучше брать полностью пропитанную, половинная пропитка будет, в большой степени, бессмысленной тратой.
— ложка дегтя: к сожалению, все пропитки проигрывают в долговечности самой веревке. При активном использовании, даже хорошие пропитки стираются/смываются в течении пары-тройки сезонов. Остаточные эффекты остаются, но не настолько замечательные, как на новых изделиях. Ряд производителей (NikWax, Woly Sport, Grangers) делает пропитки, позволяющие пропитать веревки в домашних условиях. Увы, не обольщайтесь: домашние пропитки смоются уже на первой горе, в заводских условиях пропитки гораздо надежнее и дополнительно стабилизируются термической обработкой.

12. Сушка веревок
После восхождений или после стирки веревки, зачастую, необходимо просушить. Делать это нужно с некоторой осторожностью, и вдали от источников тепла. Лучше всего развесить веревку свободными петлями в сухом, теплом и хорошо проветриваемом помещении.
Несколько важных моментов:
— не растягивайте веревку для сушки, она должна сохнуть в ненапряженном состоянии, иначе можете испортить довольно дорогое снаряжение.
— не сушите веревку на открытом солнце – см пп 10.
— не оставляйте мокрую веревку в бухтах (или в рюкзаках и баулах), она может банально заплесневеть. Если такое произошло, веревку нужно очень хорошо прополоскать в проточной воде до исчезновения запаха плесени. Если запах все равно остается, в крайнем случае ее можно прополоскать в слабом (около 1%) растворе перманганата калия или миразима, и после этого опять очень хорошо прополоскать.

Автор статьиМолодожен Владимир, МС по альпинизму, КМС по старорежимному туризму, тренер а/к Политехник. Инструктор РФ 2 кат, инструктор DAV, ENEQ, UIAA, горный гид. Председатель учебно-методической комиссии ФАР.

Добавить комментарий

Войти с помощью: 

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *